Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на предоставление каждому ребенку права выбора и формирования своей образовательной траектории развития. Для успешного продвижения ребенка по индивидуальной траектории развития необходимо создать ситуацию успеха, т.е. целенаправленное, организованное сочетание условий и продуманной стратегии и тактики педагога, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. Это: создание комфортных психолого-педагогических условий каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят:
— мотивация благополучия;
— положительная оценка достижений ребенка;
— недопущение отрицательной оценки;
— уважение к идеям и мыслям ребенка;
— обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.
Реализация управленческого инновационного проекта «Детский сад – территория творчества, сотрудничества, успеха» и педагогического проекта «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» в рамках региональной инновационной площадки по созданию ЛРОС ДОО «Вклад в будущее» соответствует цели и задачам федерального проекта.
Цель педагогического проекта «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» — создание оптимальных условий для эмоционального благополучия дошкольников как важной составляющей в формировании творческого потенциала и социальной адаптации в обществе.
Работа педколлектива ДОУ направлена на реализацию соответствующих задач:
— Формирование у дошкольников умения определять и регулировать своё эмоциональное состояние;
— Повышение эмоционально-положительного настроя;
— Развитие эмпатии, установление межличностного доверия;
— Развитие умения нормализировать эмоциональную сферу (снимать напряжение, агрессию, негативные эмоции);
— Воспитание навыков позитивного межличностного общения (эмоциональность).
Для реализации ключевых задач и цели педагогического проекта в детском саду созданы благоприятные условия: оборудованы зоны психологической разгрузки с нестандартным оборудованием и пособиями. В работе над проектом организовано тесное взаимодействие с родителями. Родители выступают в роли помощников воспитателей: участвуют в создании оборудования по эмоциональному благополучию («Полянка настроения», «Карточки-рукавички», «Радужный дождь», «Мешочки настроения», «Подушки и туннели примирения», «Волшебная ромашка», «Книга и эмоций»).
Деятельность педагогов ДОУ по созданию ситуации успеха направлена не только на создание комфортности для ребенка, но и на погружение каждого ребенка в творческий процесс; опору на внутреннюю мотивацию, индивидуальный подход. Обеспечен системный подход в организации работы по проекту, консультации с педагогом-психологом и логопедом.
Педагоги, воспитанники старшего и подготовительного к школе возраста в течение двух лет участвуют в образовательной программе «Социальное и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», которая способствует социально-эмоциональному развитию дошкольников. Занятия по данной программе представляют собой увлекательные и яркие групповые встречи. На каждом из них создана доброжелательная атмосфера, в которой дети имеют возможность свободно взаимодействовать, выражать свои эмоции и говорить о них.
Комплексная работа педагогов дает позитивную динамику в развитии навыков межличностного общения детей с ровесниками и взрослыми, в уменьшении числа конфликтных ситуаций в детских коллективах.
Отзывы участников образовательного процесса по реализации педагогического проекта
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети стали менее отзывчивыми и зачастую выражают свои чувства в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Участие в Программе «Вклад в будущее» позволило разработать проект по созданию оптимальных условий для развития эмоционального благополучия дошкольников. Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека, а особенно в жизни детей, но они не развиваются сами по себе. Проявляясь в поведении детей, эмоции информируют взрослого о эмоциональном состоянии ребенка. И наша задача сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнерадостными, общительными, комфортно себя чувствовал и испытывал как можно больше положительных эмоций.
Данный проект направлен на развитие у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу и взрослым, умения понимать настроение других людей, развивает навыки кооперации, помогает овладеть приемами саморегуляции у детей с повышенной активностью, снижает проявление конфликтов.
Важно отметить, что эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение развиваются в процессе слаженной работы всех участников образовательного процесса.
Плотникова Т.Н., педагог-психолог
Все мы родом из детства» —сказал однажды Антуан де Сент -Экзюпери. Более гениальной фразы трудно придумать. Но, почему же тогда нам, взрослым, так трудно понять ребенка, его чувства, осознать его реальные возможности…Мы как педагоги должны помочь ребенку раскрыть этот мир, в этом нам помогает программа по эмоциональному развитию. Данная программа предполагает работу с эмоциональной сферой детей и взаимоотношениями в группе. Занятия по программе отличаются от обычных тем, что на них дети раскрывают свои чувства. Поэтому создание доброжелательной атмосферы – необходимое условие нашей работы. На занятии отмечаем сильные стороны детей, обучаем их видеть сильные стороны друг друга, даем возможность ощутить опору в ситуации неуверенности. Создавая такую атмосферу на занятиях, помогаем детям уверенно чувствовать себя и вне занятий.
Киселева Елена Дмитриевна, воспитатель
С 2020 года мы работаем по программе развития личностного потенциала воспитанников. В своей деятельности выделяем 3 основных направления:
• Занятия по УМК «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
• Развитие эмоциональной сферы через создание условий для её благополучия
• Развитие 4-к компетенций как важных составляющих в формировании творческого потенциала и социальной адаптации в обществе.
Работу осуществляем системно, в тесном слаженном взаимодействии с семьями воспитанников.
Для реализации проекта используем различные продукты: уголки уединения со всем составляющим тактильным и нестандартным оборудованием для эмоционального благополучия, оборудование природного происхождения, оборудование, необходимое для различных терапий, модули и маркеры игрового пространства, разнообразный дидактический и релаксационный материал, лепбуки по эмоциям, «карусельку настроения», «рулетку приветствия», мультимедийную базу, материалы ВШ и многое другое. При этом предлагаем детям проблемные ситуации и задания, требующие творческого и порой нестандартного решения. Таким образом, мы развиваем у детей умение анализировать, оценивать, рефлексировать, взаимодействовать в коллективе и пр. Формирование таких «мягких» навыков способствует успешному обучению в школе. Нашим воспитанникам, прошедшим обучение по программе социально-эмоционального развития, несомненно, будет легче принимать решения, контактировать со сверстниками и педагогами, владеть своими эмоциями.
Мокрушина Ирина Анатольевна, воспитатель
Я очень рада, что в нашем детском саду уделяется большое внимание эмоциональному развитию детей. Эмоциональное благополучие очень важно для ребенка, он учится управлять своими эмоциями, понимать других детей, взрослых, в группе создается благоприятная обстановка. Я мечтаю видеть своего ребенка успешным, активным и гармонично развитым. И поэтому я с большим энтузиазмом восприняла предложение от воспитателей поучаствовать в проекте по эмоциональному развитию. Было много интересных и увлекательных заданий, мы старались выполнить их творчески. Рассказывая о своих эмоциях ребенку, общаясь всей семьей, мы стали лучше понимать друг друга, понимание переживаемых эмоций расширилось, стало более глубоким. Передача эмоционального состояния стало возможным не только в речевом плане, но и с помощью мимики, жестов. Считаю, что такие занятия в игровой форме по эмоциональному развитию очень актуальны в настоящее время.
Новикова Светлана Александровна, родитель