
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на предоставление каждому ребенку права выбора и формирования своей образовательной траектории развития, которая основывается на создании педагогами ситуации успеха. Ситуация успеха – это целенаправленное организованное сочетание условий и продуманной стратегии и тактики педагога, при которых для детей создается возможность достичь значительных запрограммированных результатов. Это, в частности, предполагает создание комфортных психолого — педагогических условий каждому ребенку.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть невидимой рукой, они красиво зазвучат», отмечал В.А. Сухомлинский.
Детская успешность – это тот самый механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте. Одной из важных условий успешности ребенка является развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков общения для создания благоприятной атмосферы в детском коллективе.
Педагогический коллектив МАДОУ д/с №9 г. Грязи использует возможности инновационного проекта по развитию ЛРОС «Детский сад – территория творчества, сотрудничества, успеха» в создании условий для развития у воспитанников умений взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, поддержать установившийся контакт, увеличить количество позитивных контактов, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание другим, а также преодоление негативных личностных проявлений: тревожности, гиперактивности, конфликтности, агрессивности, обидчивости, самоуверенности, детских страхов, неорганизованности. На протяжении трех лет педагоги детского сада проводят с воспитанниками старших возрастных групп групповые занятия, психолого-педагогические тренинги, творческие мастерские. Сложились традиции, достигнуты определенные успехи, намечены дальнейшие планы, с которыми педагоги детского сада делились с единомышленниками из 127 образовательных учреждений 23 регионов на Всероссийском фестивале лучших практик РЛП (развитие личностного потенциала) в ноябре — декабре 2022 года.
Опыт работы МАДОУ д/с №9 г. Грязи был представлен на двух площадках фестиваля: «Пространственно-предметная среда» в выступлении на тему: «Познавательно – развивающие зоны детского сада в развитии личностного потенциала дошкольников» (Отюцкая Л.И., заместитель заведующего) и «Дела, объединяющие ДОО» — в выступлении ««Учимся понимать эмоции и владеть ими» (Плотникова Т.Н., педагог – психолог), а затем на втором этапе «Заяви о себе» педагоги смогли в формате онлайн — конференции не только рассказать о работе, но и ответить на вопросы участников и организаторов форума.
Участие педагогов детского сада во Всероссийском фестивале лучших практик РЛП 2022 года позволило не только обменяться мнениями о концепции, стратегии, тактике и содержании реализации идеи развития личностного потенциала, но и познакомиться с опытом дошкольных образовательных учреждений разных территорий России.
Ссылка на сайт фестиваля лучших практик РЛП: https://vbudushee.ru/contests/rlpfest/
Отзывы участников образовательного процесса по реализации педагогического проекта
Отюцкая Л.И., заместитель заведующего /наставник управленческого проекта/
Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант, который, к сожалению, встречается все реже. И хотя в наши дни более важными становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила, прагматизм, стремление к лидерству и пр.), на вопрос «Что вы больше всего цените в людях?» подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту и отзывчивость.
Эмоциональная сфера не может качественно развиваться сама по себе. Её необходимо развивать. Именно, поэтому я считаю, что система педагогического воздействия на детей в дошкольном учреждении должна строиться совместно с психологом и родителями. Занятия по УМК «Социально-личностное развитие», психологические тренинги и практические упражнения, действительно, помогают в становлении волевой и эмоциональной сферы ребенка. Сами по себе занятия нравятся детям, потому что на них присутствует атмосфера взаимопонимания, доброты, открытости, непринужденности, возможность неформального общения с педагогами и сверстниками. Дети становятся добрее, с пониманием относятся к поступкам и мнению других детей.
Участие во Всероссийском педагогическом фестивале лучших практик по развитию личностного потенциала, высокая оценка работы педагогического коллектива по реализации инновационного проекта со стороны организаторов и участников форума подтвердили актуальность и эффективность работы команды нашего детского сада.
Плотникова Т.Н., педагог-психолог
Педагогический проект «Радость доброго общения», который реализуется в детском саду на протяжении трех лет, предполагает систематическую, разноплановую, длительную работу, активные формы образовательной и самостоятельной деятельности детей, взаимосвязь деятельности дошкольного учреждения с родителями по развитию у дошкольников коммуникативных навыков общения. В тесном союзе с родителями, общественностью, в процессе социокультурного воспитания, ребенок осваивает нормы и ценности принятые в обществе, приобретает опыт общения и взаимодействия с другими людьми. На фестивале лучших практик РЛП мы не только делились опытом своей работы с коллегами из других регионов России, но и знакомились с многообразием идей и реализации практик по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Макарова Т.В., родитель
Мы, родители, довольны тем, что с детьми нашей группы воспитатели и педагог-психолог каждую неделю проводят занятия по формированию их эмоционального благополучия, а родителям объясняют «домашние задания» о том, что сделать для поучения необходимого эффекта в поведении детей. Дома мы обсуждаем ситуации, рекомендованные воспитателем, делаем различные зарисовки и придумываем сюжеты взаимоотношений между детьми. Это не занимает много времени. Это интересно делать и наблюдать за эмоциями своего ребенка, следить за ходом его рассуждений, выслушивать его мнения. Считаю, что такие занятия необходимы детям и нам, взрослым, чтобы лучше понимать их поведение, взаимоотношения с другими детьми и давать правильную оценку эмоциям и поведению.